Кейсы
Регионы
-
Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
Льготирование тарифов на услуги теплоснабжения
Руководитель проекта
Дуламбаева Раушан Тлегеновна
В работе были изучены и проанализированы существующие механизмы поддержки в сфере ЖКХ и их эффективность, структура расходов домашних хозяйств. В результате проведенного анализа было определено, что 9 % расходов домашних хозяйств приходится на оплату коммунальных услуг, а также существующие меры социальной поддержки в сфере ЖКХ не достаточно эффективны и приносят большой урон государственному бюджету. В связи с чем, в целях определения социального тарифа была изучена методология тарифообразования, которая прописана в Правилах формирования тарифов, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 ноября 2019 года №90. Таким образом, по результатам проведенного исследования выявлены следующие вопросы: - плата за отопление занимает значительную долю в квитанции за коммунальные услуги; - доля расходов социально-уязвимых домохозяйств на оплату коммунальных превышает установленную норму; - введение новой тарифной политики «Тариф в обмен на инвестиции» приведет к неизбежному повышению тарифов; - постепенный отказ от перекрестного субсидирования приведет к росту тарифов на теплоснабжение почти в два раза; - существующая система жилищных субсидий не охватывает всех групп социально-уязвимых граждан; - введение льготных цен в сфере газоснабжения ограничена определенными регионами, что приводит к неравенству и дискриминации малоимущих потребителей из других регионов, где отопление не осуществляется на газе; - имеются методологические пробелы в тарифообразовании в сфере теплоснабжения; - отсутствуют конкретные тарифные меры по поддержке социально-уязвимого населения в сфере теплоснабжения. Для решения этой проблемы необходимо разработать новые подходы по льготированию тарифов на услуги теплоснабжения. Так, разработана модель расчета социального тарифа, основанная на расчетах и условно-сравнительных показателях, согласно которой тариф для социально-уязвимого населения снижается на 35 %. Вместе с тем, к данной модели представлен алгоритм управленческой модели по внедрению социального тарифа, составлена Сравнительная таблица по внесению изменений в соответствующие нормативные правовые акты. Применив данный подход расходы социально-уязвимого населения на оплату коммунальных услуг снизятся, доходы повысятся на 2 %., расходы государственного бюджета на выплату жилищных пособий уменьшатся на 2 млн.тенге. Установленный размер процента снижения обеспечивает баланс интересов всех заинтересованных сторон, как других потребителей, не относящихся к категории уязвимых, так и самой теплоснабжающей организации, и государства.
Образовательная программа «7M04106 – Экономика» по направлению подготовки 7M041 «Бизнес и управление»
Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
Повышение эффективности строительной отрасли на основе оптимизации процессов государственного регулирования
Руководитель проекта
Джумабаев Серик Асетович
По итогам 2021 года уровень обеспеченности жильем на одного проживающего в Казахстане составил всего 23,2 квадратных метра. В то время, как по социальным стандартам ООН норма обеспеченности должна составлять не менее 30 квадратных метров на одного жителя. В связи с этим правительство должно работать над повышением уровня обеспеченности жильем. Одним из механизмов государственного регулирования этого вопроса являются инвестиции в строительную отрасль. В магистерском проекте было создано и проанализировано несколько моделей для изучения взаимосвязи между уровнем обеспеченности жильем на человека и инвестициями. Данные для анализа были собраны из официальных материалов БНС РК за 2008-2021 годы. В результате проведенного анализа было определено, что государственные инвестиции в жилищное строительство дают эффект на 1 год позже, чем частные инвестиции. Для решения этой проблемы необходимо внедрить процесс децентрализации системы государственного управления.
Educational Program “7M03111 - International Relations”
Институт дипломатии Академии госуправления при Президенте РК
Soft Power as Small State’s Foreign Policy Strategy: the Cases of Qatar And Singapore
Руководитель проекта
Ms. Hawwa Samha, MA student
The expected outcome of this entire project is to conduct a comparative analysis of Singapore and Qatar’s use of soft power to achieve their foreign policy objectives. Moreover, by comparing 2 geographically and culturally distinct small states, this research aims to identify commonalities and differences in their soft power strategies, contributing to a more comprehensive understanding of this phenomenon. This project will also contribute to the existing literature by filling gap in knowledge regarding the use of soft power by small states as a foreign policy strategy. It is also expected to provide a deeper understanding of the effectiveness and challenges associated with soft power approaches in the context of small states. At last, the project is expected to be valuable for policymakers, scholars and practitioners interested in small state diplomacy and dynamics of soft power in international relations.
«7М04119 – Мемлекеттік басқару» білім беру бағдарламасы, Мемлекеттік Саясаттың Ұлттық Мектебі магистранты
Национальная школа государственной политики Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан
ЖЕРГІЛІКТІ ӨЗІН-ӨЗІ БАСҚАРУ ОРГАНДАРЫНЫҢ МЕМЛЕКЕТТІК САТЫП АЛУ ЖҮЙЕСІНЕ ЖАҢА ТӘСІЛДЕР
Руководитель проекта
Исмаилова Р.А., профессор НШГП
Жыл сайын қолданыстағы мемлекеттік сатып алу заңнамасына өзгерістер мен толықтырулар енгізіліп, жетілдіру шаралары жүйелі түрде жүргізіліп келеді. Дегенмен, проблемалық мәселелер аз емес. Осыдан болса керек, Мемлекет басшысының 2022 жылдың 1 қыркүйегіндегі «ӘДІЛЕТТІ МЕМЛЕКЕТ. БІРТҰТАС ҰЛТ. БЕРЕКЕЛІ ҚОҒАМ» атты жолдауында мемлекеттік сатып алудың жаңа жүйесі жасалып, бағаның төмендігі ғана емес, тауарлар және қызметтердің сапасы бірінші кезекте болып, мемлекеттік және квазимемлекеттік сатып алулардың бірыңғай платформада жасақталуы үшін мемлекеттік сатып алу туралы жаңа заңнама қабылдау қажеттілігін атап көрсетті. Жаңа Заңдылықта қойылатын талаптар барынша қысқартылып, рәсімдік нормаларды мемлекеттік сатып алуды жүзеге асыру қағидаларында көздеу жоспарлануда. Зерттеу аясында қолданыстағы мемлекеттік сатып алу механизмдерінде кездесетін бірқатар проблемалық мәселелер негізделе келе, оларды шешу жолдарын ұсыну арқылы ЖӨБО мемлекеттік сатып алу жүйесінің тетіктері қарастырылды.
Государственное управление
Академия государственного управления при Президенте РК
СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЗАЙИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИХ СТРАН ПО ВОПРОСАМ ТРАНСГРАНИЧНОГО ВОДООБЕСПЕЧЕНИЯ
Руководитель проекта
Таскужин Талгат Жангильдыевич
Задачей для улучшения межгосударственных водных отношений является решение юридических и правовых вопросов. При этом важно помнить, что письменные решения глав государств являются обязательными, в то время как соглашения, подписанные уполномоченными лицами, обязательны только после ратификации в соответствии с законодательством стран Центрально-Азиатского региона. Экологические и социальные вызовы, связанные с Аральским бассейном, приобретают не только региональный характер, охватывая Центрально-Азиатский регион (ЦА), но также становятся глобальной проблемой. На сегодняшний день управление водно-энергетическими ресурсами бассейна, особенно рек Сырдарья и Амударья, представляет собой фрагментированный подход. Каждая из стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) имеет свои стратегические экономические интересы по данной проблеме, соответственно разрабатывая научные и управленческие подходы к ее решению. Однако единственным эффективным и безальтернативным способом решения является комплексный подход к проблемам Аральского бассейна. В выступлении на Общих дебатах 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Республики Казахстан подчеркнул необходимость совместной работы со всеми заинтересованными сторонами для решения актуальных региональных проблем, таких как изменение климата, сохранение Аральского моря и рациональное использование водных ресурсов. В этом контексте предложение о создании Регионального Центра ООН по Центральной Азии и Афганистану в Алматы, высказанное Президентом РК, является крайне актуальным и вовремя предложенным для совместного решения проблемы управления водными ресурсами Аральского бассейна. В связи с вышеизложенным, в развитии вышеуказанного предложения Президента РК, предлагается совместно со странами ЦА учредить и создать научно-образовательный Центрально-Азиатский университет «Арал» (далее ЦАУ). Основными задачами ЦАУ являются: 1. Совместная подготовка кадров по управлению водными ресурсами, а именно по водной дипломатии, гидрологов, инженеров гидрологов и ирригаторов. 2. Совместное научное изучение, исследование и выработка комплексного научно-обоснованного подхода по управленческим решениям. 3. Разработка проектов по управлению и обмена информации по использованию водно-энергетического ресурса в странах ЦА на основе современных технологии (цифровизации). К работе ЦАУ обязательно привлечь научного потенциала и специалистов по подготовке кадров (профессорско-преподавательского) всех стран ЦА, а также лучших специалистов, экспертов, водных дипломатов других стран. При этом ЦАУ желательно постоянно дислоцировать на территории Казахстана, как стране находящиеся в самом в нижнем течении бассейна, в соответствии с принципами международного водного права по справедливому и равному вододелению. Вместе с тем, создание данного университета в дальнейшем будет способствовать развитию эффективных партнерских связей (коммуникаций) между странами ЦА по воде.