Кейсы
Регионы
Цифровые технологии в государственной политике
Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
Управляй своим здоровьем с помощью цифровых технологий
Руководитель проекта
Джумабаев Серик Асетович
В рамках проекта был осуществлен обзор-описание приложения «DamuMed» со стороны обычного пользователя, выявлены существующие проблемы при использовании и выработаны рекомендации по совершенствованию данного приложения. В ходе проектной деятельности: - организовано 4 офлайн встречи команды по обсуждению основных положений и этапов реализации проекта; - снято 2 информационных видеоролика о работе приложения с подготовленным сценарием; - подготовлено 4 варианта информационного постера для работы в социальных сетях; - проведен опрос с разработчиками приложения с защитой проекта; - проведено анкетирование; - подготовлены модели Power BI Desktop; - подготовлена статья для соц. сетей магистрантов группы с общим охватом более 1 тыс. Чел. В рамках проведенного опроса среди государственных служащих РК выявлены следующие данные с помощью BI: из 1072 чел. опрошенных узнали о приложении «DamuMed» из социальных сетей - 417 чел. или 40,5%; от друзей и знакомых - 321 чел. или 31,2%; из СМИ - 40 чел. или 3,9%. Предложены конкретные рекомендации, которые обсуждены с разработчиками платформы и часть из них приняты.
Цифровые технологии в государственной политике
Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
Доступная аналитика для государственной службы
Руководитель проекта
Джумабаев Серик Асетович
Цель работы – выработка предложений по совершенствованию бизнес-процессов по формированию и публикации официальных отчетов и статистических данных в сфере государственной службы. Проведен анализ интернет-ресурса Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по вопросам наличия/отсутствия необходимой информации, стандартизации отчетов регионов, форматов файлов отчетов, полноты предоставляемой информации. Например, в разрезе ЦГО и МИО не обнаружены официальные статданные о достижении индикаторов «доля конкурсов (внутренних и общих), проведенных с участием наблюдателей» и «активность работы государственных органов в ИИС «Е-қызмет» (количество документов, обработанных госорганами в автоматическом режиме в среднем на одного служащего). Население должно иметь возможность ознакомиться с качественным и количественным составом госаппарата. В настоящее время внутреннее содержание госаппарата остается под занавесом. Гендерная и возрастная статистика, статистика по образованию и стажу госслужащих в открытом доступе способна показать населению, насколько качественным является госаппарат, что способствуют усилению доверия населения к государственным служащим. Внесены предложения по совершенствованию бизнес-процесса формирования статистики по государственным служащим. Предлагается использовать систему сквозной аналитики созданной по базе ИИС «Е-қызмет» в режиме реального времени. Система позволит мониторить заполнение базы ИИС «Е-қызмет» самому кадровику на местах, где он еще не успел заполнить, увидеть запланированные и фактические результаты.
Международный проект
Партнерство по открытому контракту
Как города могут стать чемпионами по закупкам: Руководство на основании опыта города Мариуполь. Ноябрь 2021
Руководитель проекта
Шатковский Александр
Согласно последним оценкам Партнерства «Открытое Контрактирование», правительства тратят через госзакупки около 13 триллионов долларов США ежегодно[1]. На национальном уровне расходы варьируются от 10-20% ВВП. Хотя большая часть закупок происходит на национальном уровне, они составляют большую долю от общих расходов в местных и муниципальных бюджетах. В Мариуполе, городе в 30 км от восточной линии фронта, реформы, предпринятые на муниципальном уровне, имеют дополнительное значение, так как являются примером надлежащего управления в период значительных трудностей. Всего за пять лет город произвел революцию в сфере закупок и сделал их полностью прозрачными. Рассказывается как Мариуполь добился этих результатов, и чему другие муниципалитеты могут научиться на их примере.
Прикладная макроэкономика
Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
Модель экспоненциального сглаживания для прогнозирования доли малого и среднего предпринимательства в ВВП Казахстана
Руководитель проекта
Дуламбаева Раушан Тлегеновна
В рамках проекта построен прогноз изменения доли малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан в ВВП страны на 2021-2025 годы с применением метода экспоненциального сглаживания, в результате подготовлены рекомендации по составлению прогноза по названному социально-экономическому показателю. В целях осуществления проекта был применен программный продукт EVeiws 12 Student Version Lite и данные Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан за период с 2005 по 2020 годы. Результаты проведенной работы показали несостоятельность построенной модели экспоненциального сглаживания. В проекте в рамках курса «Прикладная макроэкономика» участвовали докторанты группы DE-2020, Балгарина Людмила и Есенжолова Газиза
Макроэкономический анализ
Академия государственного управления при Президенте РК
Исследование болезни издержек Баумоля в сфере государственного управления Северо-Казахстанской области
Руководитель проекта
Дуламбаева Раушан Тлегеновна
Интерпретируя экономическую сторону вопроса необходимо отметить, что на заработную плату могут влиять множество факторов как субъективных, так и объективных, однако данный анализ показал, что сфера госсупраления Северо-Казахстанской области имеет признаки болезни издержек Баумоля. При принятии решений по стимулированию производительности труда в промышленности необходимо оценивать её эффект воздействия. Повышение доходов в одной сфере неизменно ведет к повышению доходов в других. Согласно модели исследования увеличение зарплаты в промышленности на 1,46% может привести к увеличению зарплаты в госуправлении на 1%. Следовательно госорганам необходимо в разработке программ дополнительно изучать базовые закономерности экономики и учитывать их влияние в будущем. Учёт влияния болезни издержек Баумоля ведет к качественному бюджетному планированию, а также позволяет оценить кросс-секторальное влияние на другие отрасли экономики.
Экономические основы государственной политики
Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
Монетарная (денежно-кредитная) политика независимого Казахстана
Руководитель проекта
Дуламбаева Раушан Тлегеновна
В аналитической записке автор рассматривает монетарную (денежно-кредитную) политику Республики Казахстан через призму укрепления экономики с момента обретения независимости. В качестве заключения автор изложил имеющиеся недостатки в монетарной (денежно-кредитной) политике и пути их решения.
Экономические основы государственной политики
Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
Состав потребительской корзины: Из каких продуктов состоит минимальный список для жителей Казахстана?
Руководитель проекта
Дуламбаева Раушан Тлегеновна
Прожиточный минимум считается важнейшим экономическим показателем уровня жизни населения. Прожиточный минимум - это минимальный размер денежного дохода на одного жителя, размер которого определяется минимальной стоимостью потребительской корзины. Минимальный прожиточный минимум взаимосвязан с другими показателями, так как прожиточный минимум учитывается при определении официальных стандартов, таких как: низкий уровень заработной платы и пенсий в стране, а также размеры социальных пособий, выделяемых государством. В данной аналитической записке рассмотрены состояние прожиточного минимума в стране и в регионах, состав потребительской корзины, а также изучен зарубежный опыт, проведено сравнительное исследование.
-
Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
Льготирование тарифов на услуги теплоснабжения
Руководитель проекта
Дуламбаева Раушан Тлегеновна
В работе были изучены и проанализированы существующие механизмы поддержки в сфере ЖКХ и их эффективность, структура расходов домашних хозяйств. В результате проведенного анализа было определено, что 9 % расходов домашних хозяйств приходится на оплату коммунальных услуг, а также существующие меры социальной поддержки в сфере ЖКХ не достаточно эффективны и приносят большой урон государственному бюджету. В связи с чем, в целях определения социального тарифа была изучена методология тарифообразования, которая прописана в Правилах формирования тарифов, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 ноября 2019 года №90. Таким образом, по результатам проведенного исследования выявлены следующие вопросы: - плата за отопление занимает значительную долю в квитанции за коммунальные услуги; - доля расходов социально-уязвимых домохозяйств на оплату коммунальных превышает установленную норму; - введение новой тарифной политики «Тариф в обмен на инвестиции» приведет к неизбежному повышению тарифов; - постепенный отказ от перекрестного субсидирования приведет к росту тарифов на теплоснабжение почти в два раза; - существующая система жилищных субсидий не охватывает всех групп социально-уязвимых граждан; - введение льготных цен в сфере газоснабжения ограничена определенными регионами, что приводит к неравенству и дискриминации малоимущих потребителей из других регионов, где отопление не осуществляется на газе; - имеются методологические пробелы в тарифообразовании в сфере теплоснабжения; - отсутствуют конкретные тарифные меры по поддержке социально-уязвимого населения в сфере теплоснабжения. Для решения этой проблемы необходимо разработать новые подходы по льготированию тарифов на услуги теплоснабжения. Так, разработана модель расчета социального тарифа, основанная на расчетах и условно-сравнительных показателях, согласно которой тариф для социально-уязвимого населения снижается на 35 %. Вместе с тем, к данной модели представлен алгоритм управленческой модели по внедрению социального тарифа, составлена Сравнительная таблица по внесению изменений в соответствующие нормативные правовые акты. Применив данный подход расходы социально-уязвимого населения на оплату коммунальных услуг снизятся, доходы повысятся на 2 %., расходы государственного бюджета на выплату жилищных пособий уменьшатся на 2 млн.тенге. Установленный размер процента снижения обеспечивает баланс интересов всех заинтересованных сторон, как других потребителей, не относящихся к категории уязвимых, так и самой теплоснабжающей организации, и государства.
Региональная экономика
Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
«Система управления транспортной инфраструктурой в сфере пассажирского транспорта (на примере города Кокшетау)»
Руководитель проекта
Газдиева Б.А.
В рамках проекта рассматривается проблемная ситуация в сфере пассажирских перевозок в Казахстане, включающая неудовлетворительное состояние автобусов, нарушения расписания, непрофессионализм сотрудников, нехватку водителей и необходимость регулирования методики субсидирования убытков перевозчиков. Текущая общественная транспортная система нуждается в реформировании, включая обновление автопарка, оптимизацию маршрутов и внедрение прозрачных методов учета пассажиропотока. Существуют разнообразные подходы к управлению транспортной инфраструктурой в сфере пассажирского транспорта в Казахстане, такие как государственное регулирование и субсидирование, привлечение частного сектора через общественно-частное партнерство, оптимизация маршрутов и внедрение новых технологий, а также профессиональное обучение и кадровая подготовка. Предлагается реализация нескольких приоритетных направлений, включая улучшение механизма субсидирования пассажирских перевозок, облегчение процесса получения водительской категории D, стимулирование конкуренции на рынке пассажирских перевозок. Это позволит улучшить качество услуг общественного транспорта, повысить доступность квалифицированных водителей и эффективность системы управления.
Образовательная программа «7M04106 – Экономика» по направлению подготовки 7M041 «Бизнес и управление»
Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
Повышение эффективности строительной отрасли на основе оптимизации процессов государственного регулирования
Руководитель проекта
Джумабаев Серик Асетович
По итогам 2021 года уровень обеспеченности жильем на одного проживающего в Казахстане составил всего 23,2 квадратных метра. В то время, как по социальным стандартам ООН норма обеспеченности должна составлять не менее 30 квадратных метров на одного жителя. В связи с этим правительство должно работать над повышением уровня обеспеченности жильем. Одним из механизмов государственного регулирования этого вопроса являются инвестиции в строительную отрасль. В магистерском проекте было создано и проанализировано несколько моделей для изучения взаимосвязи между уровнем обеспеченности жильем на человека и инвестициями. Данные для анализа были собраны из официальных материалов БНС РК за 2008-2021 годы. В результате проведенного анализа было определено, что государственные инвестиции в жилищное строительство дают эффект на 1 год позже, чем частные инвестиции. Для решения этой проблемы необходимо внедрить процесс децентрализации системы государственного управления.
Образовательная программа «7M04106 – Экономика» по направлению подготовки 7M041 «Бизнес и управление»
Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
Маңғыстау облысында білім беру инфрақұрылымын дамытуды тиімді жоспарлау
Руководитель проекта
Дуламбаева Раушан Тілешгенқызы
Бүгінгі таңда Қазақстанда бюджеттің бөлінуі мен әлеуметтік саланың аймақтар арасында біркелкі емес дамуы байқалады, соның салдарынан диспропорциялар әлеуметтік жайсыздыққа, көші-қонның өсуіне алғышарттар жасайды. 2014-2020 жылдар аралығында Маңғыстау облысы халқының жылдық орташа өсу қарқыны шамамен 2,9%-ды құрайды. Соңғы 5 жылда (2016 – 2020 жылдар) халық саны 13%-ға немесе 93 мың адамға өсіп, 2021 жылы 719,6 мың адамды құрады. Сондай-ақ, соңғы 5 жылда облыста туу көрсеткіші ең жоғары, 2020 жылы ол 1000 адамға шаққанда 30,65-ті құрады.
Educational Program “7M03111 - International Relations”
Институт дипломатии Академии госуправления при Президенте РК
Soft Power as Small State’s Foreign Policy Strategy: the Cases of Qatar And Singapore
Руководитель проекта
Ms. Hawwa Samha, MA student
The expected outcome of this entire project is to conduct a comparative analysis of Singapore and Qatar’s use of soft power to achieve their foreign policy objectives. Moreover, by comparing 2 geographically and culturally distinct small states, this research aims to identify commonalities and differences in their soft power strategies, contributing to a more comprehensive understanding of this phenomenon. This project will also contribute to the existing literature by filling gap in knowledge regarding the use of soft power by small states as a foreign policy strategy. It is also expected to provide a deeper understanding of the effectiveness and challenges associated with soft power approaches in the context of small states. At last, the project is expected to be valuable for policymakers, scholars and practitioners interested in small state diplomacy and dynamics of soft power in international relations.